К концу моего обучения в ГМУ им. Гнесиных у меня самонадеянно :-) сложилось впечатление о том, что я знаю чему и как нужно учить вокалистов в поп-музыке, моя уверенность и некоторые результаты в работе с учениками впечатлили руководство отделением и меня пригласили преподавать.

 Некоторое время до распада СССР преподавал на курсах повышения квалификации педагогов эстрадных отделений. Очень скоро я понял, что они никогда до конца не постигнут этот язык т.к. для этого нужно полное погружение, на что у них не было никакой возможности.  Я прекрасно понимал, что все преподаватели вокала (в отличие от инструменталистов) на ту пору попросту «не в теме…». Как можно преподавать поп-музыку не владея фразировкой, звуком, будучи абсолютно не продвинутыми в ритмике, не умея импровизировать и т.д…, а ведь преподавали… и преподают. Талантливые и современные студенты были всегда, но единственным и доминирующим стилем был стиль под названием «Совок»…  Это понимали все и даже те кто «не в теме». Мне было предложено, и я разработалJ цикл предметов под общим названием «Вокальная аранжировка», туда входили: «Ритмика» в разных стилях, «Вокальная импровизация и вокальные приемы» и собственно «Вокальная аранжировка»,- это когда студент придумывает и исполняет некий индивидуальный ремейк произведения исходя из индивидуальных предпочтений, владея музыкальным и образным языком стиля (меняли все и гармонию, и мелодию и ритмику…).

   В 1989г. Вышли две моих книги, — школа-самоучитель «Вокал в популярной музыке»- к книге прилагалась кассета с вокальными иллюстрациями, и «Вокальные ансамбли», — это сборник моих произведений для вокальных ансамблей. Сегодня вокальную школу я написал бы несколько по-другому, и это есть в планах.

 Мне приходится давать мастер-классы в разных городах, и вынужден констатировать, — преподавание современного пения несколько улучшилось, но не очень… Многие все еще «не в теме»…

Первое о чем хочется сказать:- основным отличием поп-музыки является ритмика, пульсация, а  каждый новый период в жизни человечества отмечен особыми характерными для данного отрезка времени вибрациями. И музыка каждого отрезка времени имеет свои краски, характерные гармонические последовательности, характерную мелодику и ритмику. В исполнительских манерах преобладают приемы, раскрывающие доминирующие особенности психизма времени, чувств, вызываемых веяниями данного времени.  Очень важно уметь улавливать тенденции времени или, по крайней мере уметь, понимать особенности языка новых стилей. В этом смысле ничего раз и навсегда устоявшегося в пении не существует. Но существуют физические законы акустики, ими, конечно же, надо владеть.  Очень трудно или почти невозможно заставить молодых людей привыкших к современному музыкальному языку принять исполнение языком прошлого, в лучшем случае они скажут: «Да были такие времена…», особенно если дело касается поп-музыки, где, часто, музыкальный язык сам по себе является смыслом. Вообще понимать, любить классическую  музыку, ее выдающихся  авторов и исполнителей, — это вопрос культуры человека. Связь между культурой прошлого, в том числе и музыкальной, и культурой современной совершенно неразрывна! На мой взгляд в наших школах мало уделяется внимания КУЛЬТУРЕ вообще…  Уже давно существует мнение о том, что ничего по-настоящему нового в музыке нет…, есть новые сочетания ее элементов. Я присоединяюсь к этому мнению. Но «сейчас не об этом» :-) В дальнейшем буду стараться писать об этом в блоге.

                                                                                                                      О РЕЧЕВОЙ МАНЕРЕ ПЕНИЯ: Современное звучание в «речевой манере» во всем мире очень разработано, имеет массу красок, большой диапазон, беглость, пластичность, полетность и т.д. (Можно сказать значительно больше и подробней, но не здесь… :-). Благодаря «натуральности» звучания легче воспринимается слушателями.    Нужно сказать, что в значительной степени слушатели воспринимают пение своим «вокальным слухом».  Для вокалиста важно, что бы его «вокальный столб» совпадал с «энергетическим столбом» (хорошо бы, что бы был и тот, и другой :-) …), в этом случае слушатель, посредством своего «вокального слуха» внутренне воспроизводя форму «вокального столба» вокалиста,  воспринимает и переживает его энергетику, ее окрашенность в те или иные эмоции и чувства. «Вокальный слух» является своеобразным «телефоном» улавливающим и усиливающим энергетику, окрашенность в чувства  звучания, чем он совершеннее, тем совершеннее передача и восприятие деталей и красок звучания. Обучение пению вырабатывает в человеке чувство гармонии!

 «Вокальный слух» — это способность воспроизводить форму аппарата поющего человека, «копировать»  уровень гортани, форму глотки и др., конечно это часть музыкального слуха вообще, а он, в той или иной степени, присущ всем людям. «Вокальный слух» позволяет управлять красками голоса, петь не как получается, а как хочется… Никакое обучение пению без развития «вокального слуха» не возможно.